Логотип
РУС
ХудРук — д.б.н. Балановская Е.В.

Итоги изучения Южной Сибири

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ АЛТАЕ-САЯН:

СООТНОШЕНИЯ ГЕНОФОНДОВ

по данным о ДНК маркерах – аутосомных и Y хромосомы.

Лавряшина М.Б., Васинская О.А.

 

Задача исследования:

- Оценить генетическое сходство алтайцев, шорцев и хакасов.

-  Получить серию генетических портретов коренных народов Южной Сибири.

- Ответить на вопросы: насколько гетерогенно такое крупное надэтническое объединение как алтайцы? Сохранилось ли генетическое своеобразие алтайских народов?

Материал для данного исследования генофонда коренных южносибирских народов собран под руководством Е.В. Балановской в совместных экспедициях кафедры генетики Кемеровского университета и лаборатории популяционной генетики человека Медико-генетического научного центра с 2003 по 2009 год. Для сравнительного анализа привлекались многочисленные исследования наших коллег по изучению народов этого региона с его сложнейшим переплетением путей этногенеза.

Современные южносибирские народы характеризуются смешанным антропологическим типом и значительным генетическим разнообразием, сформировавшимися в результате сложного этногенеза южносибирских народов – он проходил в процессе длительного смешения и дивергенции различных племен и народов. Все изученные нами народы говорят на тюркских языках алтайской лингвистической семьи.

Шорцы – потомки самодийских и угорских племен, смешавшихся с группами тюркоязычных (уйгурских и енисейско-кыргызских) племен.

Алтайцев по антропологическим и этнографическим особенностям разделяют на подгруппы – северных (кумандинцы, тубалары, челканцы) и южных (алтай-кижи и теленгиты). Считается, что северные алтайцы относятся к уральскому типу, а южные –  к центрально-азиатскому и южно-сибирскому.

Хакасы  сформировались при взаимодействии трех антропологических компонентов: европеоидного и двух монголоидных – северного таежного (самодийцы и угры) и южного. Последний компонент связывают с тюрками. Среди хакасов выделяют – качинцев, сагайцев, койбалов и кызыльцев.

В геноме любого мужчины содержатся 22 пары аутосомных генов, Y-хромосома (которая  позволяет хорошо различать даже родственные народы и популяции), Х хромосома и митохондриальная ДНК. В данной работе мы представляем результаты по первым двум составляющим.

Для оценки генетического сходства народов Южной Сибири популяции изучали по 9 аутосомным генам (всего было генотипировано 737 образцов образца) и SNP и STR маркеры Y-хромосомы. Генотипировано 363 образца.

Анализ генофондов проводился на трех уровнях популяционной иерархии:

·   этнотерриториальный (алтайцы, шорцы и хакасы, для сравнения привлечены литературные данные по тувинцам и бурятам);

·   промежуточный (алтайцев разделили на подгруппы северных и южных);

·  этнический (отдельно изучали челканцев, тубаларов, кумандинцев, теленгитов, алтай-кижи и сагайцев).

 

Рассмотрим сначала аутосомные ДНК маркеры.

На этнотерриториальном уровне наибольшие генетические расстояния выявлены между хакасами и тувинцами, что согласуется с положением о том, что между Хакасией и Тывой  проходит самая четкая в Южной Сибири граница, отделяющая промежуточные южносибирские расовые варианты от центральноазиатских монголоидов. На дендрограмме сформированы два субкластера: «алтайцы – шорцы» и «хакасы – буряты». Если кластеризация шорцев и алтайцев ожидаема, согласно известной общности их этногенеза, то объединение в единый субкластер хакасов и бурят вызывает особый интерес, так как в этнографической литературе дискутируется вопрос об участии в формировании генофонда хакасов древних племен, проживавших на территории современной Республики Бурятия.

Разделение алтайцев на северноалтайскую и южноалтайскую подгруппы (промежуточный уровень) и последующий анализ свидетельствует об определенном генетическом сходстве этносов, слагающих данные общности. Дендрограмма демонстрирует объединение северных и южных алтайцев по аутосомным ДНК маркерам в единый субкластер, к которому последовательно присоединяются шорцы и тувинцы, а затем уже – субкластер «буряты – хакасы».

На этническом уровне по аутосомным ДНК маркерам из северных алтайцев анализировались кумандинцы, тубалары и челканцы; из южных – алтай-кижи и теленгиты; из хакасов – сагайцы; а также две группы шорцев, которые оказались настолько близки между собой, что на дендрограмме мы приводим единый этнос шорцев. Генетические расстояния (d0.05) свидетельствуют об относительной генетической близости изученных этносов друг другу, а значит и об общности их этногенеза.

На дендрограмме выявились два субкластера: южных алтайцев («алтай-кижи – теленгиты») и северных алтайцев («тубалары – челканцы»), к которому на следующем шаге присоединяются кумандинцы. Таким образом  получено генетическое подтверждение обоснованности дифференциации коренного населения Алтая на северную и южную подгруппы, выделяемые другими смежными науками – совокупностью этноисторических, лингвистических исследований и данных антропологии.

Однако генетические различия между малыми народами Алтая - челканцами, тубаларами, кумандинцами, теленгитами и алтай-кижи  - чрезвычайно велика, превосходя уровень различий между этнотерриториальными группами: шорцы оказались ближе к южным алтайцам (алтай-кижи и теленгитам), чем к северным алтайцам, расположившимся на иной ветви дендрограммы (челканцам, тубаларам, кумандинцам). Расположение на дендрограмме  генофонда иного этноса – шорцев – среди народов Алтая указывает на «сверх гетерогенность» алтайцев. 

Однако генетические различия между малыми народами Алтая - челканцами, Обособленное положение хакасов-сагайцев согласуется с результатами ряда генетических и антропологических исследований и является следствием особенности их этногенеза. Детальное исследование малых народов Хакассии  по аутосомным ДНК маркерам представлено в следующих наших работах (Лавряшина и др., Медицинская генетика, 2010,  в печати).

Перейдем теперь к анализу Y хромосомы, позволяющему выявить индивидуальный портрет каждого этноса. Особое внимание уделено алтайцам, которое, как было показано выше, характеризуются чрезвычайно высокой гетерогенностью генофонда. На гистограмме показаны характерные для алтайцев в целом гаплогруппы Y хромосомы: почти половина всех вариантов Y хромосомы представлена гаплогруппой  R1a. Второе место поделили гаплогруппы Q и N. Далее по частоте следует гаплогруппа I, примыкающая к спектру редких для Алтая гаплогрупп.

На уровне подгрупп северных и южных алтайцев сравнение гаплогрупп Y хромосомы демонстрирует выраженное различие. Особенно ярко оно прослеживается в распространенности двух основных гаплогрупп Q и R1a. У южных алтайцев обе гаплогруппы – Q и R1a – встречаются с равной высокой частотой: каждая из них составляет около трети генофонда. Генетический портрет северных алтайцев совсем иной: у них доминирует гаплогруппа R1а, которая составляет более половины от всего спектра вариантов гаплогрупп Y хромосомы, а гаплогруппа Q перешла в разряд редких (менее 4%). Гаплогруппы I и O вообще не обнаружены у северных алтайцев, а у южных алтайцев их суммарная частота достигает 20%.

Таким образом, данные  по Y хромосоме не позволяют рассматривать генофонд северных и южных алтайцев как единый генофонд: генетическая обособленность этих двух групп алтайцев – несомненна.

На этом слайде мы видим генетические портреты, нарисованные Y хромосомой для пяти алтайских народов. Эти портреты свидетельствуют, что каждый алтайский этнос обладает особыми генетическими чертами. Так, например, у челканцев преобладает гаплогруппа Q, у тубалар – гаплогруппа R1a, а у кумандинцев – гаплогруппа N (однако выборка их очень мала, поскольку интенсивный поток генов в эту малочисленную популяцию создает сложности для создания выборки неметисированных кумандинцев). В целом, южные алтайцы (алтай-кижи и теленгиты) оказываются более близки друг другу, чем северные алтайцы между собой.

Таким образом, проведенное исследование южносибирских народов с одной стороны свидетельствует об их генетическом родстве, а, с другой  отражает сохранившуюся гетерогенность генофондов алтайских народов, выявляя индивидуальные особенности каждого этноса.

Это позволяет сделать важный методический вывод: для описания генофондов народов Южной Сибири важно основываться на данных о малых народах, а не надэтнических общностях.

  • На главную
  • Карта сайта
  • Написать письмо