Логотип
МолГен - Молекулярная Генеалогия. Информационный ресурс по ДНК-генеалогии
РУС
ХудРук — д.б.н. Балановская Е.В.

Итоги изучения Западного Кавказа

Введение
Анализ на региональном уровне
Анализ на этническом уровне
Анализ на внутриэтническом уровне
Анализ на уровне элементарных популяций

 

Теперь перейдем к рассмотрению этнического уровня
Рассмотрим сначала диаллельные ДНК маркеры. Мы видим, что образовались кластеры соответственно лингвистической классификации: «славянский» кластер – русские, украинцы, в который вошли изученные нами казаки; «абхазо-адыгский» кластер – адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, абазины. Тюркские народы высокогорных районов Кавказа и нахско-дагестанские народы объединились в один генетический кластер. Этносы «степных тюрок» (ногайцы и караногайцы) образовали совершенно отдельный от остального древа кластер. Близость народов тюркоязычных горцев к горцам нахско-дагестанской группы, а не к «степным тюркам» соответствует антропоисторическим данным о формировании этих народов. Удивительно то, что кубанские казаки генетически оказываются совершенно в ином кластере, чем адыги.

 

 

Вот уже более 150 лет казачьи станицы и русские поселения расположены вперемешку с аулами адыгов. И, несмотря на это, различия между генофондами казаков и адыгов очень значительны - поток генов между ними не велик.

 

 

Мультиаллельные ДНК маркеры в целом подтвердили полученный результат, хотя по ним изучен иной набор народов. Мы снова видим, что единый кластер с русскими и украинцами образовала популяция казаков. Абхазо-адыгские народы также образовали свой собственный кластер. А степные тюрки ногайцы и караногайцы вошли в общий кластер с башкирами.
При расчете по варианту А увеличение набора аллелей не привело к изменению полученной картины, что говорит о достоверности полученных результатов.

 

 

Классические маркеры в данном случае оказались неэффективными, они выделили только «славянский» кластер и кластер автохтонных народов Кавказа.

 

 

Коэффициент корреляции между диаллельными и мультиаллельными маркерами высок и равен 0.7, а между остальными парами сравнений он не достоверен.

 

 

Теперь, оставаясь на том же этническом уровне, рассмотрим квазигенетические маркеры. Мы изучили фамилии 90 тыс. человек и оценили уровень случайного инбридинга в популяциях семи народов Западного Кавказа. Наименьший показатель инбридинга оказался у кубанских казаков, а максимальный - у абхазов. В целом различия в уровне инбридинга отдельных этносов достигают размаха двух порядков величины. Показатель случайного инбридинга позволяет прогнозировать груз наследственной патологии. Это важный итог нашей работы.

 

 

Основные черты этнического уровня:


1. На этническом уровне популяционной системы более эффективными оказываются оба типа ДНК маркеров - диаллельные и мультиаллельные, а не классические (изученность которых неудовлетворительна).


2. На этническом уровне положение генофондов Кавказа соответствует антропоисторическим данным.


3. Выделились кластеры славянских и абхазо-адыгских популяций, что свидетельствует об отсутствии значительного генного потока между ними, хотя они проживают на одной территории.


4. Тюркоязычные группы высокогорий обнаружили наибольшее генетическое сходство с горскими народами нахско-дагестанской группы, а не с тюркоязычными народами степей Причерноморья.

 

 

 

Назад       Далее
  • На главную
  • Карта сайта
  • Написать письмо